Сет Пауэлл. «Древний ремень для йоги: краткая история йога-патта (yogapaṭṭa)»

Опубликовано Опубликовано в рубрике YogaScience
Статья Сета Пауэлла из Гарвардского университета познакомит ближе с феноменом йога-патта (yogapaṭṭa), или “ремня для йоги”. Автор собрал много материала – древнеиндийские тексты, живопись, скульптура, чтобы рассказать свою необычную историю. Вы узнаете, что хотя использование ремня в постуральной йоге обычно считается изобретением Б. К .С. Айенгара в 1960-х годах, на самом деле идея о применении тканевого ремня существует уже более двух тысяч лет!

Одной из особенностей современной йоги является применение опорных инструментов («пропсов») в асанах и медитациях. И хотя йога-патта изначально даровался гуру своему ученику в весьма изысканном обряде инициации, сегодня любой может найти тканевый ремень для йоги на “Amazon” или в любом другом розничном магазине приспособлений для занятий йогой.

И в древних изображениях, и в санскритских текстах, ремень для йоги действительно использовался аскетами и йогинами, подчеркивал подвижнические стремления богов и мудрецов. Еще до нашей эры индийские художники рисовали йога-патта как атрибут практиков йоги — символ духовной доблести и превосходства над ограничениями человеческого тела. Существовала даже йогическая асана, названная в честь ремня: Йога-паттасана (yogapaṭṭāsana), или “поза с ремнем для йоги”.

 

 

Древний ремень для йоги: краткая история йога-патта (yogapaṭṭa)

Сет Пауэлл

Переведено на добровольных началах для проекта «YogaScience» Рабощук Анной.

Главный редактор: Дмитрий Данилов.

Корректоры: Ольга Черняк, Виктория Ляпорова.

Дизайн: Александр Котельников.

Выпускающий редактор: Ольга Черняк.

PhD кандидат, Гарвардский университет

sethpowell@g.harvard.edu

TheLuminescent.blogspot.com

16 июня 2018 года (версия 2)

С моей точки зрения, вспомогательное опорное оборудование (“пропсы”) нужно не только для выполнения асаны. Оно должно способствовать удержанию положения тела, которое в свою очередь позволяет сознанию стать спокойным и пережить состояние “читта вритти ниродха”. Тело – моя первая опора. Тело – опора души [sic]. — Б.К.С. Айенгар1

По мере того, как развивается критическое научное знание об исторических основах йогических традиций в древней и средневековой Индии, мы постоянно совершенствуем наше понимание о преемственности и разрыве между йогой доколониальной Индии и транснациональной постуральной йогой, которую сегодня практикуют миллионы людей по всему миру.

Многие аспекты современной постуральной йоги, несомненно, всего лишь современные инновации.

Концепция больших групповых занятий йогой, демографическое большинство женщин среди учителей и практиков, а также превалирование виньяса-“флоу” стиля, где последовательности поз задаются ритмом дыхания – все это, как было показано, является более современными разработками, чем многие йогины предполагали раньше.

Впрочем, одной из особенностей современной йоги, которая обнаруживает удивительную преемственность с древними формами индийской йоги и аскетизмом, является использование опорных инструментов для содействия йогической и медитативной практике. В частности, идее использования тканевого ремня для йоги, чтоб зафиксировать тело в определенной позе, оказывается, более двух тысяч лет!

В санскритской литературе это древнее вспомогательное опорное оборудование (“пропс”) было известно как йога-патта (yogapaṭṭa). Монье-Уильямс определяет йога-патта в своем санскритско-английском словаре как “ткань, переброшенную вокруг спины и коленей практикующего во время медитации” (2005: 857).2 Аналогично, в своем Индийском эпиграфическом глоссарии, Динесчандра Сиркар (1966: 386) определяет йога-патта как “повязку, используемую аскетами для удержания своих конечностей в фиксированном положении” и связанный термин йога-паттака (yogapaṭṭaka) как “предмет одежды, носимый во время размышления.”

Эта статья познакомит ближе с феноменом йога-патта, или “ремня для йоги,” и представит краткий обзор текстовых, визуальных и материальных источников, чтобы рассказать его историю.3 Она продемонстрирует, что хотя использование ремня в постуральной йоге обычно приписывается Б. К .С. Айенгарy, как его “изобретение” в 1960-х, идея о применении тканевого ремня для поддержки в физической йогической практике оказывается такой же древней, как и сама йога.

Визуальные и материальные свидетельства

Еще до нашей эры йога-патта визуально изображался индийскими художниками как эмблематический атрибут аскетов — знак, изображающий духовную доблесть и превосходство над ограничениями человеческого тела. Одни из наиболее ранних скульптурных изображений йога-патта найдены на Великой ступе Санчи, древнем буддийском месте в Мадхья-Прадеш (примерно 50 лет до н.э. – 50 лет н.э.).

Здесь на северных воротах мы видим две “обезглавленные” аскетические фигуры, сидящие снаружи своих лесных хижин (Рис. 1). Крайняя правая фигура использует йога-патта для поддержания сидячей медитативной позы, в которой ноги с поднятыми коленями скрещены перед телом. Йога-патта обвивает ноги и поясницу бородатого аскета. Правая рука аскета согнута и поднята, в воздухе, что может быть какой-нибудь мудрой (mudrā) или практикой с поднятыми руками урдхва-баху (ūrdhvabāhu) для генерирования аскетического жара-тапаса (tapas).

Несколько столетий спустя, на побережье к югу от Ченнаи в Тамилнаду на, возможно, одном из наиболее известных скульптурных рельефов во всей Индии, мы находим похоже стилизованный йога-патта в Мамаллапураме (примерно 7-й век) — фигура снова “обезглавлена” из-за повреждений (Рис. 2).

Примерно в то же время в Эллоре в Махараштре (примерно 7-й век), группа аскетов-шайвистов, связанных йога-патта, изображается сбоку большого изображения сидящего Шивы (Śiva) (Рис. 3).

Эти ранние изображения йога-патта изображают человеческие фигуры в разных формах йогической практики, с типичными чертами древнего индийского отшельника: длинная борода, спутанные волосы джата (jaṭā), находящихся перед своей лесной хижиной, окруженных животными, в сидячей позе – асане (āsana), и зафиксированных в этой позе ремнем. В этом смысле, йога-патта как вспомогательное опорное оборудование (“пропс”) для медитации визуально выражен как один из видов снаряжений раннего индийского аскета, и к ранним столетиям нашей эры он стал популярным образом в индийском искусстве, выходя за рамки географических традиций на всем субконтиненте.

В самом деле, если мы начинаем искать йога-патта в индийских скульптурных традициях, то увидим их почти повсеместно. Даже боги и богини изображены с йога-патта, чтобы обозначить их “йогические” ипостаси и легенды — или на то, что Дэвид Уайт назвал “‘йоги-тизацией’ индуистских божеств” (2009: 167).

Скульптура приблизительно семнадцатого века (Рис. 4) из Канпура, Уттар-Прадеш изображает богиню Парвати (Pārvatī) сидящую со скрещенными ногами, при поддержке йога-патта. Такие скульптуры отсылают к хорошо известной истории в Пуранах (Purāṇas), в которой Парвати накапливает тапас (tapas), чтобы заполучить руку Шивы для брака.

В Хампи, северной Карнатаке, гигантская монолитная резьба Йога Нарасимха (Рис. 5) с йога-патта сохранена с периода Виджаянагарской империи пятнадцатого века — хотя ремень был отреставрирован в более поздние годы. В этой популярной йогической форме аватары (avatāra) Вишну в качестве человека-льва, Йога Нарасимха, возможно, делает отсылку к известным эпизодам из “Бхагавата-пураны” (Bhāgavatapurāṇa), где после спасения жизни юного последователя Прахлады от его демона-отца, Нарасимха наставляет юного Прахладу на пути Бхакти-йоги (см. Даймонд 2013: 146).

На севере средневековые изображения периода Моголов также представляют многочисленных йогинов и аскетов — в частности, натха-йогов — соревнующихся в использовании йога-патта (Рис. 6).

Текстовые материалы

Изучая изображения совместно с текстовыми данными, мы можем удостовериться, что ремень для йоги действительно использовался реально существовавшими аскетами и йогинами, а не был только художественным украшением идеализированных богов и мудрецов. Найдены многочисленные упоминания о йога-патта в санскритской литературе. Одно из наиболее ранних упоминаний обнаружено в “Кшудракавасту” (Kṣudrakavastu), разделе огромного “Муласарвасти-вадавинайя” (Mūlasarvāstivādavinaya) (примерно первые века н.э.), трактата о буддийском монашеском кодексе,4 где мы находим описание буддийского монаха, который мастерит импровизированный “ремень для йоги” из своих монашеских одеяний, чтобы зафиксировать себя в медитации (см. Басс 2013: 68-69).

В йогической традиции Патанджали мы начинаем встречать все больше упоминаний о йога-патта в явно йогическом контексте. Когда Патанджали указывает, что поза (āsana) становится устойчивой (sthira) и удобной (sukham) в строке 2.46Йога-сутры” Патанджали, комментарий (bhāṣya) приводит список из примерно дюжины рекомендуемых поз. Одна такая асана (āsana) названа сопащрайя (sopāśraya) (дословно “с поддержкой”), которая, хотя детально выполнение ее не описано в комментарии (bhāṣya), интерпретируется более поздними комментаторами как асана (āsana), где йогин использует йога-патта — что свидетельствует об использовании вспомогательного опорного оборудования (“пропс”) в медитациях йоги Патанджали.

Например, “Таттва Вайшаради” (Tattvavaiśāradī) Вачаспатимишры (Vācaspatimiśra) (примерно 10-й век) утверждает:

yogapaṭṭakayogāt sopāśrayam |

[Эта поза] с поддержкой (sopāśrayam), потому что используется ремень для йоги.5

Подобным образом “Йогаварттика” (Yogavarttika) Виджнянабхикшу (Vijñānabhikṣu) (примерно 16-й век), утверждает:

sopāśrayaṃ yogapaṭṭayogenopaveśanam |

Сопащрайя является актом сидения с применением ремня для йоги.

Подобные примеры можно увидеть повсюду в индийской философской и религиозной литературе — включая и менее распространенные традиции — либо в предписывающих йогических трактатах, либо в иконографических изображениях богов, богинь, сиддхов (siddhas), или йогинов (yoginīs).

Одно особо яркое описание йога-патта найдено в традициях Дхармашастры (Dharmaśāstra). Здесь начинающему аскету-санньясину (saṃnyāsa) из касты брахманов (Brāhmaṇical) его гуру дарует йога-патта во время инициации — и сообщает достаточно подробные сведения о ритуализированной природе дарования йога-патта учителем ученику. Последующее резюме ритуала инициации йога-патта найдено в “Ятидхарма-самуччайе” (Yatidharmasamuccaya) (11-й век), или “Собрании аскетических законов”, описанное П.В. Кейном в его “Истории Дхармашастры” (Dharmaśāstra) Книга 2, Часть 2 (1941: 962).6

Йога-патта (буквально: “ткань йоги”, “единение с Духом”) даруется следующим образом: После того как практик прошел парьянкашауча (paryaṅkaśauca) [ритуал тщательного омовения, описанный в предыдущем разделе], он должен очистить свою талию, повязать вокруг пояса шнурок и набедренную повязку, и покрыть свою талию куском ткани. Далее он должен с разрешения своего гуру сесть на высокое сидение и предложить на обсуждение какую-либо тему из Веданты (Vedānta) в присутствии собравшихся людей. Его гуру должен обрызгать голову своего ученика водой из раковины под аккомпанемент гимна Пуруши (Puruṣa) (Ригведа Ṛg [Veda] X. 90), почтить его подношением одежды, пасты сандалового дерева, цветов, благовоний, лампы и найведья (naivedya) [предложением еды]. Он (гуру) должен держать кусок ткани над головой ученика, декламировать вместе с другими ятис (yatis) главу под названием “Вишварупа” (Viśvarūpa) (11-я глава “Бхагавадгиты”), с 15-го по 33-й стихи. Он далее должен дать уже определенное имя ученику и сказать ему ‘Отныне ты можешь принимать в санньясу (saṃnyāsa) тех, кто для этого подходит, инициировать их и даровать им йога-патта.’ Далее ученик кланяется ятис (yatis) старшим, чем он сам. Затем гуру дарует ученику шнур для талии и палку, помеченную пятью мудрами (mudrās) и должен приветствовать ученика согласно традиции его ордена. Другие аскеты и главы семей также должны поклониться ученику, который должен лишь повторить слово ‘Нараяна’ (‘Nārāyaṇa’), покинуть свое высокое место и посадить на него своего гуру, затем согласно законам своего ордена поклониться гуру, а также другим аскетам.

Этот крайне продуманный обряд инициации в санньясины (saṃnyāsas) Вайшнавов (Vaiṣṇava) таким образом требует серьезной предварительной подготовки — включая заучивание Веданты (Vedānta), ведических гимнов, и разделов “Бхавадгиты” (Bhagavadgītā) — и дарует инициированному практику йога-патта, как и право даровать его при помощи ритуала другим будущим аскетам. Его включение в такие ортодоксальные брахманические (Brāhmaṇical) тексты, как “Дхармашастры” (Dharmaśāstras) подсказывает, что йога-патта был широко использован в Индии предыдущих периодов.

До раннего современного периода существовала даже йогическая асана, названная в честь ремня, а именно Йога-паттасана (yogapaṭṭāsana), или “поза с ремнем для йоги”. “Йога-чинтамани” (Yogacintāmaṇi) семнадцатого века, цитируя “Агнеяпурану” (Āgneyapurāṇa), описывает ее следующим образом:7

pādau dvau dviguṇīkṛtya tiryag ūrdhvaṃ yathākramam | nyaset pāṇī yathā

paṭṭasthitaśliṣṭāṅgalinakhau || yogapaṭṭāsanaṃ hy etat sarveṣām api pūjitam iti ||

Сложив ноги, горизонтально и вверх устремив, йогин должен зафиксировать руки так, чтобы ногти и пальцы располагались на ремне и были соединены. Это Йога-паттасана, которая почитается всеми. (Издание и перевод: Бёрч и Синглтон, ожидается, Проект “Хатха-йога”).

Иллюстрированный манускрипт девятнадцатого века “Шритаттванидхи” (Śrītattvanidhi), который описывает множество динамических асан, включая использование подвешенных веревок, содержит асану, названную “Поза с ремнем для йоги” (Йога-паттасана) (Шритаттванидхи 121, Рис. 7).

В начале двадцатого века Свами Харихарананда Аранья (Swāmī Hariharānanda Āraṇya) (1869-1947), глава Капила Матха (Kapila Maṭha) в Мадхупуре, Бихар, комментируя асану сопащрайя в “Йога-сутре” Патанджали 2.46, пишет:

“Сопащрайя является позой сидя на корточках, где спина и обе ноги связаны куском ткани, названным ‘Йога-паттака’ (крепкий кусок ткани, которым перевязаны спина и обе ноги во время сидения)” (1983: 228).

Несмотря на довольно древние свидетельства об истории применения, современные аскетические ордены в Индии вряд ли включают йога-патта в набор своего вспомогательного опорного оборудования (“пропс”) для практик.8 Однако, похоже, что в Непале и Тибете йогины ордена Ваджраяны сохранили традицию до наших дней, поскольку их часто видят с тканевым кушаком на плечах, который можно применить и как ремень для медитации.

Современный ремень для йоги: древняя технология, изобретенная заново?

Проследив двухтысячелетнюю историю йога-патта (yogapaṭṭa), можно с удивлением узнать, что ремень для йоги не присутствовал в ранних представлениях о современной постуральной йоге. Б. К. С. Айенгар, которому часто приписывают “изобретение” ремня для йоги, рассказывает историю этой, казалось бы, йогической инновации своими собственными словами:

“В 1960-х, когда я был во Франции, я увидел людей, использующих ремни для переноса или привязывания своего багажа. Они скрепляли ими свои сумки. И моя сумка была связана таким же образом, когда я вернулся домой. Тогда я подумал, что такой багажный ремень хорош и для йоги. Если сумки связаны настолько туго, то я могу использовать его с такой же целью для своих ног. Я тут же попробовал так сделать. Он плотно фиксировал мои ноги и я мог удерживать их в заранее выбранном положении. Ремень создавал необходимое сопротивление.

В следующем году, когда я вернулся во Францию, чтобы купить такие же ремни, я узнал, что те конкретные ремни вышли из моды и были сняты с продажи. К счастью, поскольку у меня был один такой ремень, после возвращения домой я организовал производство таких ремней здесь, в Пуне.

Позже я начал применять ремень, чтобы задать своим мышцам ощущение направления.

Все может способствовать йоге, согласно моему стойкому убеждению. Ни размер предмета или сложность его устройства, ни состав не важны, а значимы намерение и отношение, которые превращают простое устройство в “пропс” – вспомогательное приспособление для занятий йогой” (Айенгар, 2012).

Похоже, Айенгар преобразовал одну из древних технологий в йоге, не зная того сам, под современные и изменяющиеся условия собственной йогической практики занятий и преподавания. Пряжка на ремне стала нововведением, как и палитра способов применения ремня в современной практике йоги. Тогда как источники более ранних периодов традиционно изображают йога-патта для поддержания сидячих поз, Айенгар приспособил ремень для йоги как вспомогательное опорное оборудование (“пропс”) для поддержки бесконечного разнообразия асан для создания “действия с сопротивлением” (см. Рис. 8). И хотя йога-патта, возможно, изначально был дарован гуру своему ученику в весьма продуманном обряде инициации, сегодня любой может купить тканевый ремень для йоги на “Амазоне” или в любом другом розничном магазине.

Ссылки

Āraṇya, Swami Hariharānanda. 1983. Yoga Philosophy of Patañjali: Containing His Yoga Aphorisms with Vyāsa’s Commentary in Sanskrit and a Translation with Annotations Including Many Suggestions for the Practice of Yoga. Albany: State University of New York Press.

Bass, Jeffrey. 2013. Meditation in an Indian Buddhist Monastic Code. PhD diss., University of California, Los Angeles.

Diamond, Debra, ed. 2013. Yoga: The Art of Transformation. Washington, D.C.: Smithsonian Institute.

Joshi, N.P. 1996. Tapasvinī Pārvatī: Iconographic Study of Pārvatī in Penance. New Delhi: New Age International Limited.

Kane, P.V. 1941. History of Dharmaśāstra : (Ancient and Mediæval Religious and Civil Law in India), Volume 2, Part 2. Poona: Bhandarkar Oriental Research Institute.

Iyengar, BKS. 2012. “Body is My First Prop.” Pune: Ramāmaṇi Iyengar Memorial Yoga Institute.

Monier-Williams, Monier. 2005. Sanskrit-English Dictionary: Etymologically and Philologically Arranged with Special Reference to Cognate Indo-European Languages. Delhi: Motilal Banarsidass.

Sircar, Dineschandra. 1966. Indian Epigraphical Glossary. Delhi: Motilal Banarsidass.

Sjoman, Norman. 1996. The Yoga Tradition of the Mysore Palace. Mysore: Abhinav Publications.

White, David Gordon. 2009. Sinister Yogis. Chicago and London: The University of Chicago Press.

Woods, James Haughton. 1977 [1914]. “Yoga-System of Patañjali: Or, The Ancient Hindu Doctrine of Concentration of Mind, Embracing the Mnemonic Rules, Called Yoga- Bhāshya, of Patañjali and the Comment, Called Yoga-Bhāshya, Attributed to Veda- Vyāsa and Explanation, Called Tattva-Vāicāradī, of Vāchaspati-Micra”. Harvard Oriental Series 17. New Delhi: Motilal Banarsidass.

Заметки

1 Из книги “Тело – моя первая опора” Б.К.С. Айенгара (2012), изданной посмертно Мемориальным Йога Институтом Рамамани Айенгара. Я хотел бы поблагодарить Даниэла Симпсона за привлечение внимания к этой статье и предоставление PDF скана.

2 Статья в словаре Монье-Уильямса упоминает слово “йога-патта (yogapaṭṭa)” или “–паттака (–paṭṭaka)” в Падмапурана (Padmapurāṇa) (примерно 5-й/6-й век н.э.), Харшакарита (Harṣacarita) (приблизительно 625), и Катурваргацинтамани (Caturvargacintāmaṇi) Хемадри (1260-1309).

3 Эта краткая статья является частью более обширного исследования о йога-патта (yogapaṭṭa), которое я планирую опубликовать в ближайшем будущем.

4 На сегодняшний день Кшудракавасту (Kṣudrakavastu), наибольшая часть Муласарвастивадавинайя (Mūlasarvāstivādavinaya) уцелела только в более позднем тибетском переводе. Смотреть диссертацию Басса 2013 года.

5 Существует некоторое разногласие между переводчиками по поводу того как понимать йога-паттака (yogapaṭṭaka) Вачаспатимишры (Vācaspatimiśra’s) в этом предложении. Джеймс Вудс переводит его следующим образом: “Из-за использования йогической дощечки (йога-паттака yogapaṭṭaka), это [поза] с отдыхом.” Вудс отмечает в соответствующей сноске, что редактор девятнадцатого века, Свами (Swāmi) “Баларама (Bālarāma) говорит, что этот йогический дощечкаявляется специальным типом поддержки для рук йогина, который собирается практиковать концентрацию. Он сделан из дерева и хорошо известен среди удасинов (udāsin) под названием ‘чанган’” (Вудс 1977 [1914], 191, номер 3). Хотя я думаю ранние данные указывают йога-паттака (yogapaṭṭaka) ссылаясь на тканевый ремень, возможность деревянного “йогического стола” только далее расширяет дискурс о древнем йогическом вспомогательном опорном оборудовании (“пропсах”).

6 Я бы хотел поблагодарить Джеймса Маллинсона за эту ссылку.

7 Ранее Шайва (Śaiva) тантры такие как Матангапарамешвара (Mataṅgapārameśvara) и Кирана (Kiraṇa) описывают это как Париянкасана (Paryaṅkāsana), где йогин использует ремень для йоги сидя на подушке (paryaṅka). Я благодарен Джейсону Бёрчу за эту ссылку, и за предоставление его предстоящего перевода Йогачинтамани (Yogacintāmaṇi).

8 Я благодарен Джеймсу Маллинсону за подтверждение этого.

Разработки УФЙ, посвященные «Йога-патта»:

Книга УФЙ: Данилов Дмитрий. Йога-патта: Учебное пособие по технике йоги на веревках у стены – YogaWall. — Х.: ФЛП Коваленко А.В., 2016. — 144 с. — ISBN 978-966-2079-49-4

Приложение УФЙ: YogaPatta: rope & wall yoga – для Android, для iOS

Пауэлл С. Древний ремень для йоги: краткая история йога-патта (yogapaṭṭa) [Электронный ресурс] / С. Пауэлл. – Режим доступа: https://www.academia.edu/36854660/The_Ancient_Yoga_Strap_A_Brief_History_of_the_Yogapa%E1%B9%AD%E1%B9%ADa

Powell S. The Ancient Yoga Strap: A Brief History of the Yogapaṭṭa [Электронный ресурс] / S. Powell. – Режим доступа: https://www.academia.edu/36854660/The_Ancient_Yoga_Strap_A_Brief_History_of_the_Yogapa%E1%B9%AD%E1%B9%ADa

О новых переводах научных статей, посвященных йоге, в рамках проекта «YogaScience» можно узнать:

1. Подписавшись на наш канал в мессенджере Telegram с мобильных телефонов и ПК: https://telegram.me/YogaScience

2. На странице YogaScience в Facebook – https://www.facebook.com/YogaScience.research/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *